ГЛУШКО Валентин Петрович
02.09.1908 - 10.01.1989
Ветеран труда
Новодевичье кладбище, г. Москва
Участок: 10, ряд 5, № 10
Особые заслуги (награжден)
Дважды Герой Социалистического Труда. Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1945), Ленина (1956, 1958, 1968, 1975, 1978), Октябрьской Революции (1971), и медалями, в числе: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.», Золотая медаль имени К.Э. Циолковского АН СССР № 2 (1958). Доктор технических наук, член-корреспондент, действительный член АН СССР, действительный член Международной академии астронавтики, член Совета главных конструкторов, лауреат Ленинской премии СССР и дважды Государственной премии СССР.
Боевой (жизненный) путь
В 1924 практикант завода «Электрометалл» (г. Одесса). С 1924 по 1926 - механик-оптик мастерских института Лесгафта, г.Ленинград. С 1927 по 1929 - геодезист Главного геодезического управления, г. Ленинград. Окончил Ленинградский государственный университет, инженер-механик (1929). После окончания института работал: начальником отдела двигателей газодинамической лаборатории (ГДЛ) Технического штаба вооружения, г. Ленинград (1929-1933), начальником отдела двигателей РНИИ/НИИ № 3 Наркомата оборонной промышленности СССР, г. Москва (1934-1938). Работал в 4-ом Спецотделе НКВД в Тушино, затем - главный конструктор Особого КБ Наркомата внутренних дел СССР, г. Казань. С 1944 работал главным конструктором Опытно-конструкторского бюро специальных двигателей (ОКБ СД/ОКБ РД) МАП СССР, г. Казань (1944-1946). Участвовал в изучении немецкой ракетной техники в Германии (1945-1946), в 1946-1966 главный конструктор Опытного конструкторского бюро, начальник и главный конструктор ОКБ завода № 456 Министерства общего машиностроения СССР, г. Химки Московской обл., в 1967-1974 начальник и главный конструктор а с 1974 по 1977 - директор и генеральный конструктор Конструкторского бюро энергетического машиностроения (КБ «Энергомаш») Министерства общего машиностроения СССР, г. Химки Московской обл. С 1977 по 1989 - генеральный конструктор Научно-производственного объединения «Энергия» Министерства общего машиностроения СССР, г. Калининград Московской обл. (в состав этого НПО до 1990 входило КБ «Энергомаш»). Конструктор первого в мире электротермического ракетного двигателя (1928-1933), первых советских жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) (1930-1931), семейства ракет на жидком топливе (1932-1933), мощных ЖРД, установленных практически на всех отечественных ракетоносителях, которые вывели на орбиту первые и последующие искусственные спутники земли и космические корабли с Ю.А. Гагариным и другими космонавтами, обеспечили полеты к Луне и планетам Солнечной системы. Руководил работами по созданию орбитальных комплексов «Салют», «Мир», ракетно-космической системы «Энергия-Буран», унифицированного ряда отечественных ракет-носителей. Под его руководством созданы самые мощные в мире ЖРД для ракет-носителей «Зенит» и «Энергия». Как председатель Совета главных конструкторов обеспечивал в 1974-1989 техническое руководство и координацию работ предприятий и организаций ракетно-космической промышленности страны по проектам, разрабатывавшимся при головной роли НПО «Энергия». Внёс значительный вклад в мировую науку: его работы по созданию фундаментальных справочников по термическим константам, термодинамическим и теплофизическим свойствам различных веществ высоко оценены во всем мире. Ему установлены памятники в городах Одесса и Москва. Его имя присвоено Научно-производственному объединению «Энергомаш», г. Химки Московской обл. Его именем назван кратер на Луне. Памятный барельеф установлен на парадном входе в корпус на территории Ракетно-космической корпорации «Энергия», где он работал. Почётный гражданин городов: Казань, Калуга, Ленинск, Одесса, Приморск, Химки, Элиста.